Деятельность муниципалитета

Уголовная ответственность несовершеннолетних

(извлечение из УК РФ)

 

№ статьи Наименование статьи Состав уголовного преступления Виды наказаний  
 

Ст. 20

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

часть 1

уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет

часть 2

лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за:

убийство, кражу, грабеж, изнасилование, вымогательство, разбой и др. тяжкие преступления

 
  Ст. 88

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

Штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

   
  Ст. 243 Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры

часть 1

уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, взятых под охрану государства, а также предметов и документов, имеющих историческую или культурную ценность.

часть 2

те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения

часть 1

штраф до 200 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет.

часть 2

штраф от 100 до 500 тыс. руб., лишение свободы до 5 лет

  Ст. 214 Вандализм

часть 1

вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общ. транспорте или иных общественных местах

часть 2

те же действия, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

часть 1

штраф до 40 тыс. руб., обязательные работы от 120 до 180 часов, либо исправ. Работы от 6 мес. до 1 года, либо арест до 3 мес.

часть 2

ограничение свободы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет

  Ст. 244 Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

часть 1

надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий

часть 2

те же действия, совершенные:

группой лиц по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма с применением насилия или угрозой его применения

часть 1

штраф в размере до 40 тыс. руб., обязательные работы от 120 до 180 часов, исправ. Работы до 1 года, либо арест до 3 месяцев.

часть 2

ограничение свободы на срок до 3 лет, либо арестом от 3 до 6 мес., либо лишением свободы до 5 лет.

  Ст. 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

часть 1

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

часть 2

те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации

часть 1

штраф в размере до 300 тыс. руб., либо арест от 4 до 6 мес., либо лишением свободы до 3 лет.

часть 2

лишением свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

  Ст. 282 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

часть 1

действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации

часть 2

те же действия, совершенные:

- с применением насилия или с угрозой его применения

- лицом с использованием своего служебного положения

- организованной группой

часть 1

штраф от 100 до 300 тыс. руб., обязательные работы до 180 часов, либо исправ. Работы до 1 года, либо лишением свободы до 2 лет.

часть 2

штраф от 100 до 500 тыс. руб., обязательные работы от 120 до 200 часов, либо исправ. Работы от 1 года до 2 лет, либо лишение свободы до 5 лет

Ответственность родителей

 

         В статье 54 Семейного кодекса РФ говорится, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

       Ст. 38 Конституции РФ устанавливает равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их. Содержание прав и обязанностей родителей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов детей, порядок выполнения родителями их обязанностей определяются ст.ст.63-65, 137, 147, 150, 152 Семейного кодекса РФ. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

       Оба родителя в равной степени обязаны заботиться о воспитании своих детей и содержать их, то есть обеспечивать потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т.п. Отсутствие у родителей необходимых средств или занятость на работе не снимает с них ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. Развод и раздельное проживание родителей не освобождает ни одного из них от выполнения родительских обязанностей.

         Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п.1 ст.65 Семейного кодекса РФ. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

       В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы административных правонарушений.

       Ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних

       Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

       Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье являются действия или бездействие лица, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, что может повлечь совершение детьми административных и уголовно наказуемых правонарушений, уклонение их от учебы, бродяжничество, иные антиобщественные действия. Правонарушением считается сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей, независимо от наступления каких-либо вредных последствий. Данное административное правонарушение относится к категории длящихся. Датой его совершения считается день выявления факта (события) правонарушения. Ответственности по данной статье подлежат родители, а также иные законные представители несовершеннолетних (опекуны и попечители, должностные лица администрации детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, должностные лица органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не имеет опекунов и попечителей и не устроен в детское учреждение).

         Ст. 20.22 КоАП РФ – нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

         Ответственность по ст.20.22 КоАП РФ налагается на родителей или иных законных представителей (у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей: опекуны и попечители, должностные лица администрации детского учреждения) несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, которые выполняют ненадлежащим образом или не выполняют свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Следствием этого является употребление несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет алкогольной, спиртсодержащей продукции, наркотических средств, психотропных веществ или иных одурманивающих веществ.

       В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (с последующими изменениями и дополнениями) под алкогольной и спиртсодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием спирта более 12%. Алкогольная продукция (этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино, коньячные напитки, виноматериалы, за исключением пива, оборот которого регулируется отдельным федеральным законом) – пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Спиртсодержащая продукция – пищевая и непищевая продукция (растворы, эмульсии, суспензии, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртсодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Спиртные напитки – алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву.

           Федеральный закон от 8 января 1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет психоактивные вещества, вызывающие зависимость. Наркотические средства - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применение которых оказывает одурманивающее воздействие на организм человека, приводит к состоянию эйфории, сменяемому симптомами абстиненции, к болезненному привыканию, деградации личности (например, опий, кокаин, героин, морфий). Психотропные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, которые оказывают существенное воздействие при их потреблении на психику и мотивацию поведения человека (например, катин, барбамил, аминорекс). Запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Под одурманивающими веществами понимаются препараты и вещества бытовой химии, содержащие в своей основе спирт (одеколон, лосьон, тормозная жидкость, клей «Момент», бензин, ацетон, лак для волос, лакокрасочные вещества и другие), при употреблении больших доз или вдыхании паров которых у человека наступает торможение или расслабление психики.

         Ст. 6.10 Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ,.

         Часть 1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

         Часть 2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

       Объектом данного административного правонарушения являются здоровье несовершеннолетних и общественная нравственность. Виновный посягает не только на нормальное воспитание несовершеннолетнего, но также и калечит его здоровье, приучая употреблять алкоголь и одурманивающие вещества.

         Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ возможно различными способами:

         Угощением или предложением, обманом (путем сообщения неверных сведений о каких-либо состояниях, ощущениях от употребления), введением в заблуждение (путем предоставления спиртных напитков под видом безалкогольных), обещанием каких-либо выгод и другими.

         Действия виновного подпадают под ст. 6.10 КоАП РФ вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены спиртные напитки и одурманивающие вещества, какое воздействие (легкое, среднее, тяжелое) они на него оказали. Правонарушение считается оконченным с момента дачи несовершеннолетним согласия на употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.

       Административной ответственности по ст. 6.10 КоАП РФ подлежат как любые лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста (по части первой), так и родители или иные законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию детей (по части второй).

Уголовный кодекс РФ содержит такие составы преступлений:

     Ст. 156. УК РФ Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

   Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

           Преступление состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанности заботиться о воспитании несовершеннолетнего, грубо нарушающих его права и свободы, в сочетании с жестоким обращением с несовершеннолетним. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего состоит в неисполнении или халатном исполнении обязанностей, возложенных на лицо законом и подзаконными актами, которое должно быть связано с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Под жестоким обращением понимается:

- лишение питания, одежды, обуви, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку;

- активные действия, грубо попирающие основные права и интересы ребенка, состоящие в применении к нему недопустимых методов воспитания и обращения: все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему;

- систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей).

       Любые действия родителей, связанные с неисполнением обязанностей по обучению и воспитанию, наносящие вред психическому и физическому здоровью ребенка, причиняющие ему нравственные и физические страдания, можно считать жестокими.

         По ст. 156 УК РФ к уголовной ответственности могут быть привлечены только родители или иные лица, на которых возложена обязанность заботиться о воспитании несовершеннолетнего (опекуны, попечители, приемные родители) либо педагогические работники или другие работники образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним,– лица, которые в силу своей профессии (должности) обязаны заботиться о воспитании несовершеннолетнего.

       Ст.150 УК РФ . Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления:

       1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

             2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, -наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

     4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

           Под вовлечением несовершеннолетнего в преступление понимаются:

Активные действия, возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений совместно с кем-то или индивидуально, проявляющиеся в адресованных ему предложении, требовании, даче совета. Эти действия сопряжены с обещаниями – уверениями и посулами самого разного характера по предоставлению несовершеннолетнему каких-либо благ в будущем (например, укрыть подростка после совершения преступления, помочь в сбыте похищенного, устроить на работу или учебу, оказать содействие в лечении его родных и близких), с обманом – сообщением несовершеннолетнему заведомо ложных сведений, имеющих для него значение (например, о том, что предполагаемое деяние не является преступлением, что он с учетом своего возраста не подлежит ответственности, что его участие в совершении преступления одобрено родителями или иным авторитетным лицом), с угрозами – запугиванием несовершеннолетнего причинением вреда его правам и интересам (например, исключить из школы, лишить семью жилья, уничтожить имущество), его шантажом разглашением компрометирующих сведений. Иным способом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть убеждение, лесть, подкуп, возбуждение у него чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача советов о месте и способе совершения преступлений, сокрытии его следов. Преступления является оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, то есть независимо от того, согласился ли он с предложением виновного, стал участвовать в совершении преступления.

           К уголовной ответственности по ст.150 УК РФ привлекаются лицо, достигшее восемнадцати лет (по части первой) и педагоги либо иные лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) (по части второй).

         Часть третья ст.150 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия, которое может выразиться в побоях, причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасиловании, насильственных действиях сексуального характера, или с угрозой применения насилия, которая включает в себя угрозу нанесением побоев, телесных повреждений любой степени тяжести, убийством, изнасилованием, совершением насильственных действий сексуального характера.

           Ответственность по части четвертой ст.150 УК РФ наступает за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу, которая создается для совместного совершения одного или нескольких преступлений, или в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления – умышленного деяния, за которое установлено наказание на срок свыше пяти лет лишения свободы.

         Ст. 151 УК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий:

        1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

         2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

         3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

         Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ статья 151 дополнена примечанием

     Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

       Под вовлечением несовершеннолетнего в правонарушение понимаются:

активные действия, возбуждающие у него желание осуществлять антиобщественное поведение, а именно: систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничество или попрошайничество. Систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ предполагает многократное (не менее трех раз) употребление их несовершеннолетним под влиянием воздействия взрослого человека. Бродяжничество – это скитание лица в течение длительного времени из одной местности в другую или в пределах одной местности без постоянного места жительства. Под попрошайничеством понимается систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды или иных материальных ценностей. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, независимо от того, удалось ли фактически склонить несовершеннолетнего к этим формам антиобщественного поведения.

         К уголовной ответственности по ст.151 УК РФ привлекаются лицо, достигшее восемнадцати лет (по части первой) и педагоги либо иные лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) (по части второй).

         Примечание к ст.151 УК РФ устанавливает, что действие этой статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

         Часть третья ст.151 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий с применением насилия или с угрозой его применения насилия.

      

      Ответственность за хулиганство

Одним из факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства, являются хулиганские действия, нарушающие общественный порядок.

Под общественным порядком понимается сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, нравственными нормами, обеспечивающих личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности людей: на производстве, в быту, в культурно-просветительских учреждениях, на улицах, в квартирах, в общественном транспорте, в магазинах и иных местах с массовым скоплением людей. Как правило, хулиганские действия совершаются в общественных местах (на улицах, площадях, на стадионах, в парках, в кинотеатрах, на транспорте, в предприятиях общественного питания и т.п.) в отношении случайных прохожих и посетителей, иных незнакомых или малознакомых людей. Обычно хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, так как в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако оно может быть совершено и в любом другом месте (в лесу, в поле) вне мест массового присутствия людей.

Не являются хулиганством:

Семейные ссоры и скандалы, нанесение оскорблений, побоев, причинение вреда здоровью и другие действия, основанные на сложившихся ранее личных неприязненных отношениях и совершенные в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых или сослуживцев, за исключением случаев, когда в них присутствует прямой умысел на нарушение общественного порядка.

Для хулиганских действий характерен мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения путем умаления и игнорирования достоинства других лиц, стремления в неуважительной форме бросить вызов обществу путем нарочитой грубости, жестокости, озорства, буйства (хулиганский мотив).

Хулиганские действия являются правонарушением, влекущим в зависимости от степени выраженности их антиобщественной направленности привлечение нарушителя общественного порядка к административной или уголовной ответственности.

Различают административно наказуемое мелкое хулиганство (административное правонарушение) и уголовно наказуемое хулиганство (преступление).

             Статья 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за мелкое хулиганство.

             Ст. 20.1. КоАП РФ Мелкое хулиганство

             1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до   пятнадцати суток.

           2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Мелкое хулиганство характеризуется активными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок.

Их перечень является исчерпывающим:

• нецензурная брань в общественных местах, то есть циничные непристойные слова и выражения ненормативной лексики, которые употребляются с целью унизить незнакомого человека, в грубой форме проявить неуважение к окружающим людям;

• оскорбительное приставание к гражданам, представляющее собой дерзкие, навязчивые действия, унижающие честь и достоинство других граждан, в том числе:

• назойливое приставание к гражданам с циничными предложениями;

• хватание за руки, за одежду;

• бросание в людей пачкающимися и другими предметами (например, снежками);

• уничтожение или повреждение чужого имущества. Уничтожение чужого имущества предполагает противоправное приведение его в полную непригодность, в связи с чем имущество становится полностью непригодным для использования по целевому назначению. Повреждение чужого имущества предполагает противоправное приведение его в частичную непригодность, вследствие чего имущество может быть пригодно к использованию по целевому назначению после его восстановления и исправления. При этом не должно создаваться опасности для жизни и здоровья граждан (например, производство выстрела по электролампам осветительных мачт).

           По части второй ст. 20.1 КоАП РФ наступает ответственность за такие действия, сопровождающиеся неповиновением законному требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Ответственность за мелкое хулиганство наступает с шестнадцати лет.

         Статья 213 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за хулиганство, являющееся преступлением.

         Ст. 213. Хулиганство

           1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

           а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

           б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

         2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, - наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

           Хулиганство выражается в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу, совершенных с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

         Преступление предполагает грубое нарушение общественного порядка, что означает значительность, существенность нарушения, причинение серьезного вреда общественному порядку, и выражение явного, то есть очевидного и открыто выраженного, неуважения к обществу. Это имеет место в случаях длительного нарушения общественного спокойствия, надругательства над отдельными лицами или группой лиц, дерзкого приставания к гражданам, осквернения мест отдыха населения, помех массовым мероприятиям и других действий.

         Действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, должны сопровождаться применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение при хулиганстве оружия или предметов, используемых в качестве оружия, означает использование их в процессе хулиганских действий для фактического причинения телесных повреждений или создание реальной угрозы для жизни или здоровья. Оружием, согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996г. «Об оружии», охватывается огнестрельное и холодное (в том числе метательное) оружие как заводского, так и кустарного производства. Предметами, используемыми в качестве оружия, могут быть не только предварительно приготовленные или приспособленные для нанесения телесных повреждений при совершении хулиганства, но и любые другие, фактически использованные виновным при совершении преступления, подобранные на месте его совершения (топоры, камни, металлические прутья, бутылки и т.п.).

           Хулиганство признается оконченным преступлением с момента фактического применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

             В части второй ст. 213 УК РФ содержатся отягчающие обстоятельства, усиливающие ответственность за хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

           Хулиганство признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее (до момента начала хулиганских действий) договорившиеся о совместном совершении преступления. Хулиганство признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

             Под сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, следует понимать не простое неповиновение, а активное противодействие осуществлению этими лицами служебного или общественного долга. Оно выражается в оказании физического воздействия на личность представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (например, связывание, нанесение ударов, побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью). Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. К представителям власти относятся депутаты, сотрудники милиции, судьи, прокуроры и т.п. Иными лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка или пресекающими нарушение общественного порядка, являются, например, народные дружинники, отдельные граждане.

             Уголовная ответственность по ст.213 УК РФ наступает с шестнадцати лет по части первой и с четырнадцати лет по части второй.

 

     Влияние семейных отношений на подростковую психологию

     Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростков к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. В самом деле, если отец унижает своего сына, бьет его — такой стиль родительского воспитания самым прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. В чем же состоят нарушения отношений родителей к своему ребенку, которые делают его психологически менее защищенным от влияния наркотических веществ?

       Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с подростком. Сделать это целесообразно по следующим причинам. При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения подростка к наркотикам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют наркотики.

         Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

• родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

• родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;

• родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

           Приведенные описания представляют собой как бы идеальные ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребенком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что ответы будут даны искренне.

           Отношения родителей с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка к наркотикам. Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:

Первая форма — жестокость в общении с подростком. Семьи данной категории неоднородны, деструктивная агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении под росток прибегает к наркотикам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей ребенка. Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к наркотику, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать свое отношение к наркотикам.

Третья форма — низкий авторитет родителей у подростка. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной микросреды, где употребляются наркотики.

Таким образом, первая форма семейного неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая — может «способствовать» этому косвенно как дезорганизующий фактор, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.

Применительно к рассматриваемой теме — «отношения родителей с подростками» — психопрофилактика наркомании включает в себя, во-первых, преодоление психолого-педагогических ошибок и нарушений в системе «родитель—подросток», создающих для подростка угрозу пристраститься к наркотику, а во-вторых, оказание и родителю, и ребенку помощи в ситуации, когда последний уже столкнулся с наркотиком.

Ниже на примере реальных ситуаций обсуждаются различные формы нарушений отношений «родитель—ребенок». При их отборе принималось во внимание следующее. Примеры мо гут касаться тяжелых, запущенных случаев подростковой наркомании. Но эти случаи чаще необратимы, и о профилактике говорить уже поздно. Кроме того, родители склонны воспринимать запущенные формы наркомании как малоправдоподобные: «Такой ужас в нашей семье никак не может произойти». Поэтому в примерах предпочтение было отдано таким, в которых запечатлены первые шаги к наркотику. Прогноз здесь менее однозначен, не обязательно эти шаги приведут к наркомании. Однако такие случаи более узнаваемы, они развивают чувствительность к начальным симптомам наркотической зависимости и психологическим механизмам.

Жестокость в общении с подростком

Жестокое обращение родителей выражается в физическом подавлении ребенка, а также в грубом психологическом унижении личности через авторитарный стиль воспитания. В результате такого воспитательного подхода личность ребенка де формируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения своеобразным способом выталкивает ребенка из семьи.

При всех различиях между физической и психологической жестокостью у них есть общий знаменатель — воздействие на ребенка с позиции силы, отсутствие теплых, доверительных и равноправных отношений в семье.

Примечателен такой факт. По данным социологов, большинство родителей — около 85% опрошенных — отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но даже те роди тели, которые отвергают агрессивные методы, могут применять их, причем довольно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей, составляют около 40%. Возникают вопросы: чем вызван такой высокий процент агрессивных родителей и почему существует расхождение между суждениями и поведением родителей?

Можно предположить, что агрессивные родители или каким-то образом воспринимают свои, даже агрессивные, действия в позитивном свете, или объясняют их какой-то целесообразностью, или же не находят в себе сил поступать иначе. Жестокость родителей можно разграничить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.

Враждебная агрессия. Взрослый проявляет жестокость в самой грубой и неприкрытой форме: непрерывное рукоприкладство (наказание ремнем и всем, что попадет под руку, подзатыльники, дерганье за ухо), словесные оскорбления и унижения, наполненные злобой и ненавистью. Все это обрушивается на подростка по малейшему поводу и без повода. В этом случае агрессия — своего рода самоцель. Ребенок вызывает у родителей лишь раздражение, воспринимается только как обуза. Примеры враждебной агрессии нередки среди нравственно де градировавших родителей-алкоголиков. Во время запоев дети для них не существуют, а во время похмелья дети досаждают тем, что о них нужно заботиться. В агрессивных действиях по отношению к ребенку проявляются ненависть и злоба.

Инструментальная агрессия. Агрессивное родительское воспитание может принимать и более завуалированную форму, представляя собой социальную норму поведения в отдельных общественных группах. Примером могут быть семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Жестокость рассматривается как средство достижения «благой» цели; с точки зрения родителей, они не жестокие, а строгие, открывающие своим детям «правду жизни».

В таких семьях, как правило, родители живут без любви, «по привычке», дети не были желанными, их воспитание основано на жестких запретах и наказаниях. Родители имеют низкий уровень образования, что проявляется не столько в отсутствии диплома об окончании вуза, сколько в неспособности интересно и с пользой для детей и себя проводить досуг. Работа у родителей тяжелая и низкооплачиваемая, чаще неквалифицированная.

Родителей отличает «потребительская любовь» по отношению к своему ребенку и лишь постольку, поскольку он соответствует их представлениям о «хорошем» сыне или дочери, а отклонение от созданного эталона вызывает агрессию.

Невротическая конфликтность. Эта форма агрессивности вы звана, как говорят психиатры, «раздражительной слабостью» родителей. Личность находится в плену постоянных страхов, не отступных из-за ее чувствительности, тревожности и мнительности. Таким людям свойствен внутриличностный конфликт, проявляющийся в противоречиях между «Я» реальным и «Я» желаемым. Человек пытается преодолеть свои проблемы, но из-за неадекватной самооценки вырабатываемые им способы разрешения жизненных трудностей не только не преодолевают их, а еще больше усугубляют. Возникает своего рода порочный круг. Родитель переутомляется на работе, срывает раздражение на ребенке, после чего мучается угрызениями совести, извиняется перед ребенком и снова проявляет грубость в общении с ним.

Непонимание родителями возрастных особенностей подростка

Личность подростка претерпевает бурное половое и интеллектуальное развитие, динамично развиваются эмоциональность, сфера общения и самосознание. Подросток расстается с детством и начинает готовиться к взрослой жизни. Этот процесс может протекать довольно драматично, сопровождаться повышением тревожности или, наоборот, агрессивности. Тогда подросток может сам или в компании обратиться к наркотику, принимая его за своего рода транквилизатор, снижающий тревожность в общении с действительностью, или воспринимая его как символ «взрослости», повышающий его авторитет.

Половое развитие. Интенсивное половое развитие не может пройти незамеченным для сознания подростка. Возникает повышенный интерес к своему телу. Не всегда наблюдения под ростка приводят к положительным выводам. Случается, что не достаточно красивые пропорции тела (как считает подросток), пробивающийся пушок на лице или под мышками, ломающийся голос, угреватость кожи, повышенная потливость вызывают беспокойство, а то и пугают его. Иногда возникает повышенная, даже болезненная, неприязнь к собственному телу.

Интеллектуальное развитие. В подростковом возрасте актив но развиваются логические мыслительные операции. Интеллектуальные задачи решаются с опорой на словесно формулируемые гипотезы и логические связи между понятиями. Однако наряду с тем, что развитие интеллекта создает основу для более осмысленной жизнедеятельности, этот процесс имеет и еще один, уже негативный, аспект.

Нередко наблюдается склонность к чрезмерному философствованию и умозрительным выводам в ущерб «живому наблюдению» поступков и эмоций окружающих людей. Возникает рассогласование между формально-логическим интеллектом и умением общаться, интеллектом социально-психологическим. Это может затруднить отношения подростка с родителями, вы звать взаимные претензии и непонимание. Так, родители могут упрекать сына или дочь в чрезмерной рассудительности, само мнении, а противная сторона, в свою очередь, раздражаться из-за чрезмерной назидательности и нетерпимости родителей.

Примечательно, что такого рода конфликты чаще встречаются в семьях со способными, но неуживчивыми подростками. Способности подростков могут проявляться в учебной, художественной и других видах деятельности. Психологический портрет юной творческой личности состоит из довольно противоречивых качеств. Особенности темперамента и интеллектуальные качества могут быть рассогласованы с социально-психологическими качествами.

Сфера общения. От подросткового возраста к юношескому и далее происходит развитие самосознания личности, причем благополучие этого процесса тесно связано с успешностью общения личности. Увеличиваются число и дифференцированность признаков, посредством которых личность оценивает себя.

При этом самооценочные признаки развиваются не только количественно, но и качественно. Растет пропорция внутренних, собственных критериев в сравнении с внешними, заимствованными от взрослых, а также психологических критериев в сравнении с физическим, телесными. Повышается ориентированость самосознания на будущее.

Нарушение общения между родителями и подростками может иметь самые различные причины. Поэтому все приведенные выше примеры в большей или меньшей степени связаны с явными или скрытыми конфликтами в общении: это и случаи жестокого обращения с подростками, и непонимание родителями возрастных особенностей детей.

Так называемые трудные подростки отличаются психопатическими и невротическими чертами. Общение с ними требует от родителей дополнительных психологических знаний, особого терпения, такта и продуманных приемов в воспитании. Без помощи взрослых такие подростки со своими трудностями не справляются и вполне могут обратиться за «психологической помощью» к наркотику.

Авторитет родителей в глазах подростка

Очень важно, чтобы родители представляли собой авторитет для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.

На вопрос родителей, как надо воспитывать ребенка, чтобы он не стал наркоманом, ответить весьма непросто. Главное, воспитайте его закаленным, решительным, мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным. Вряд ли он станет наркоманом.

Советы родителям:

во-первых, не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами и, во-вторых, постарайтесь научить ребенка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями».

Для подготовки материала использованы методические пособия:

Под редакцией О.Л.Романовой - «Советы для родителей – как уберечь детей от наркотиков»

Под редакцией Е. Токаренко - «Чтобы подросток не вырос подранком».

Краткий справочник для родителей

В помощь родителям

по профилактике злоупотребления

психоактивными веществами

Содержание

1. Введение

2. Лучше предупредить беду, чем с ней бороться

3. Правила ограничений

4. Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

5. Курение: что нужно знать родителям

6. Дети с синдромом дефицита внимания

7. Агрессивность: где истоки и в чем выход

8. Как и почему возникает желание попробовать

Введение

Дорогие Родители!

В этом справочнике вы найдете ответы на вопросы:

как воспитать ребенка, чтобы он вырос уверенным в себе и мог справляться с любыми трудностями;

как воспитать ребенка, чтобы любил жизнь и чувствовал себя в ней хорошо, а не прятался и не уходил от проблем в миражи, алкоголь и курение.

Каждый день вы видите, как меняется ребенок, становится серьезнее и мудрее, как формируется его характер, созревает личность, как щедро он делится своей радостью от встречи с миром. Не погасите же эту радость невниманием, раздражением, грубым замечанием, душевной пустотой. И тогда будете счастливы вы и ваш ребенок

Лучше предупредить беду, чем с ней бороться

Не секрет, что у большинства взрослых не хватает времени на общение с собственными детьми. Основную часть времени мы тратим на то, чтобы обеспечить свое го ребенка хотя бы самым необходимым. Вот и получается, что в самых благополучных семьях дети предоставлены сами себе и часто подвергаются не самым лучшим влияниям.

Чаще всего те несовершеннолетние, которые предоставлены сами себе, начинают приобщаться сначала к табакокурению и алкоголю, а потом и к наркотикам. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным поведением отца или матери, конфликтным взаимоотношением в семье. Дети алкоголиков и наркоманов с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации.

Для приобщения к наркотикам или алкоголю детей опасен и противоположный тип семьи. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявит самостоятельность.

Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, ребенок легко подчиняется любому внешнему давлению. Они не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.

Как определить - использовал ли подросток наркотическое вещество?

Изменение внешнего вида. Бледная кожа, синие круги под глазами, часто выступающий пот – вот расплата за минуты «удовольствия». У тех, кто систематически использует одурманивающие вещества, возникает своеобразная «маска наркомана». Мелкие мимические мышцы лица, придающие ему особую выразительность, утрачивают подвижность, лицо становится анемичным, «туповатым».

Частое колебание температуры. В течение дня температура может меняться от «нормальной» до «высокой» (38 градусов и выше) и вновь возвращается в норму. Часто идет кровь из носа, возможны обмороки.

Меняется стиль и образ жизни. Внешность и одежда, которым раньше уделялось пристальное внимание, перестают интересовать, он становится неряшливым, небрежным. Возникают конфликты с окружающими. В течение суток происходят «необъяснимые» изменения настроение. Подросток становиться раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, плаксивым, обидчивым. Он разрывает отношения со всеми своими прежними друзьями, «изменяет» своими хобби и увлечениям.

Может меняться режим жизни. Подросток много спит – порой 12-15 часов. Связано это с тем, что наркотики существенно подрывают «энергетические» ресурсы организма, заставляя его работать на износ. Длительный сон – попытка организма взять реванш, восстановить собственные функции.

Подросток начинает часто отсутствовать дома, перестает выполнять привычные хозяйственные поручения.

Все вышеперечисленные признаки, вызывая тревогу у взрослого, все же не позволяют получить точный ответ - была или нет проба наркотиков. На сегодняшний день разработаны специальные тесты для применения в домашних условиях. Такие тесты позволяют определять в моче продуктов распада наркотиков и дают мгновенный результат. Чувствительность теста ограничена, следы использования различных наркотиков сохраняются не одинаковое время. Так, марихуану можно определить в течение месяца после потребления, а опиаты лишь до 1-2 дней. Приобрести тесты можно в аптеке.

Правила ограничений

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным.

Правило второе.

Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Важно чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. При этом подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети видят уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают ограничения.

Правило третье.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы только потому, что не выносим шума или боимся, чтобы он не сунул нос куда не следует.

Правило четвертое.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Согласованность систематически поддерживается.

Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа – другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка в такой ситуации. Попробуйте разобраться, чьи правила и ограничения нужно соблюдать!

Правило пятое.

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Закономерно: запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее. На вопрос: «Почему нельзя?» - не стоит отвечать: «Потому что я так велю!», «Нельзя и все!» нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться» и т.д.

Объяснение должно быть коротким и даваться один раз. Причем лучше давать его в безличной форме. Например, «Конфеты едят после обеда», «Спичками не играют – это опасно».

Правило шестое.

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создавать в семье запас хороших традиций, семейных праздников и т.д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на этот вопрос - не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели и возобновляет их с новой энергией.

Варианты поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия – игры, прогулки и т.д.

Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».

Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого, чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться ее исправить.

Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Как и в любом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять вас.

Курение: что нужно знать родителям

Первое, что нужно сделать, если выяснилось, что ваш подросток курит - это понять, почему курение оказалось привлекательным для него. Наиболее распространенные мотивы:

приобщение к миру взрослых;

желание произвести впечатление на сверстников, казаться «крутым» парнем или «своей в доску» девчонкой;

нежелание выглядеть белой вороной в кругу сверстников;

иллюзия того, что сигареты помогают расслабиться или легче устанавливать контакты;

вера в то, что курение помогает избавиться от лишнего веса (характерно для девочек-подростков).

Второе: важно понять, насколько значимы для вашего ребенка эти мотивы, то есть являются для него сигареты лишь атрибутикой взрослой жизни, игрой или за этим пристрастием стоят значительные психологические проблемы. Например, подросток не может найти свое место в кругу сверстников, его не принимают, он не уверен в своей привлекательности. Или он слишком зависит от своей подростковой группы, склонен некритично подчиняться всем ее нормам, никогда не может сказать «НЕТ»… Возможен и такой вариант: курение как протест против запретов и ограничений, постоянно навязываемых взрослыми, как бунт.

Существует такая закономерность: чем ребенок старше, тем он менее склонен верить в то, что курение опасно для здоровья. Не только младшие школьники, но и подростки живут настоящим. Им трудно понять, что никотиновая зависимость развивается постепенно.

Кроме того, они видят, что не каждый, кто начал курить, тут же умирает от рака легких. Большое дело делает и реклама табака, представляющая мужественных и здоровых на вид молодых людей, закуривающих на вершине горы или после переправы через бурную реку.

Какую позицию выбрать родителям?

Если вы чувствуете, что ваш ребенок, еще не втянут в курение, а только экспериментирует с сигаретами, попробуйте принять следующие меры:

Не курите сами.

Обсудите с ребенком все «за» и «против» курения.

Подросток должен понять, что никотиновая зависимость все-таки существует и образ независимого, уверенного в себе человека с сигаретой – это миф.

Если приводите доводы о вреде курения для здоровья, говорите главным образом о близких последствиях. Например, о плохом запахе изо рта или пожелтевших от никотина зубах и пальцах, об одышке, мешающей успехам в спортивной жизни.

Если ваш ребенок большое значение придает собственной независимости, попробуйте убедить его не попадаться на удочку броской рекламы сигаретных компаний. Ведь он достаточно умен, развит, самостоятелен.

Обсудите возможную в подростковой компании ситуацию выбора: взять предложенную сигарету или отказаться. Попробуйте вместе найти наиболее остроумные формы отказа.

Если вы убедились, что ваш ребенок курит, а не просто «балуется» сигаретой, то не переставайте говорить ему о вреде курения. Дайте ему понять, что вы верите: когда-нибудь он поймет, какое значение это имеет для его здоровья, и найдет в себе силы отказаться от вредной привычки.

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

В отношениях с ребёнком необходимо придерживаться «позитивной модели»: хвалить его, когда он заслуживает.

Необходимо избегать повторений слов «нет», «нельзя».

Следует говорить с такими детьми сдержанно, спокойно и мягко.

Для подкрепления устных инструкций важно использовать зрительную стимуляцию.

Необходимо поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

В доме важно поддерживать чёткий распорядок дня.

Ребёнку следует давать только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Во время игр таких детей нужно ограничивать лишь одним партнёром, избегая при этом беспокойных, шумных приятелей.

Следует оберегать от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Важно давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Агрессивность: где истоки и в чем выход

Агрессивность – целенаправленное нанесение физического и ли психического ущерба другому человеку.

Проявления агрессии замечаются у всех детей, например в возрасте трех-пяти лет. У некоторых детей агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так, что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Чтобы ответить на этот вопрос надо знать:

на кого он нападает (на более младшего, слабого – могут быть другие варианты);

как часто он это делает;

Нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент.

Советы для родителей: что можно сделать?

Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессии дает только временный успех.

Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.

Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понимать своего ребенка и сможете помочь ему.

Как и почему возникает желание попробовать психоактивные вещества

Наркотики вызывают физиологическую и психологическую зависимость у человека. Физиологическая зависимость возникает неизбежно при приеме некоторых препаратов, а психологическая наступает не всегда. И зависит это лишь от личностных особенностей.

Некоторые причины употребления психоактивных веществ:

К наркотикам стремятся те, кому чего-то не хватает в реальной повседневной жизни.

Постоянная нехватка новых впечатлений и ощущений, поверхностность в восприятии мира и других людей.

Легко попадают в наркозависимость подростки, привыкшие во всем подчиняться нормам своей группы, не имеющие своего мнения.

Подростки, не умеющие содержательно проводить свободное время - не сформированы интересы, на первом плане удовлетворение примитивных потребностей.

Есть люди, постоянно испытывающие психическое напряжение, стресс и не умеющие расслабиться, противостоять стрессу.

К наркотикам может подтолкнуть неумение справляться с жизненными проблемами.

Есть такой тип людей, спасти которых от наркомании или алкоголизма может только контроль. Это те люди, у которых неустойчивый характер, тяга к легкодоступным удовольствиям.

Факторы защиты:

Неуверенным и закомплексованным детям нужно создавать ситуацию успеха, не скупиться на похвалы.

Детей, склонных к депрессии и испытывающих постоянный дискомфорт, нужно научить облегчать свое состояние. Помогут: музыка, танцы, прогулки на свежем воздухе, разнообразные игры, спортивные занятия, вязание, душ.

Лучшая и самая эффективная защита от вредных привычек как для детей, так и для взрослых - любовь близких. Если человеку дать возможность почувствовать себя счастливым и нужным, если относиться к его жизни с вниманием, - он никогда не прибегнет к наркотикам.

 

 

 

 

 HotLog

statistika sputnik