ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном этапе Всероссийского проекта

«Наша общая Победа»

1.                 Общие положения

              1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок реализации, состав участников, сроки и формы реализации регионального этапа Всероссийского проекта «Наша общая Победа» (далее – Проект) в Калининградской области в 2012 году.

              1.2. Организаторами Всероссийского Проекта являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи (далее – Организаторы проекта) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального архивного агентства, Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, Института всеобщей истории Российской Академии наук, Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.

              1.3. Региональный этап Проекта организуется Агентством по делам молодежи Калининградской области (далее – Агентство по делам молодежи). Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр молодежи» (далее – Центр молодежи) осуществляет реализацию мероприятий Проекта.

              1.4. Официальный сайт Проекта – сайт www.41-45.su. Сайт содержит инструкцию по проведению видеоинтервью, размещению полученной информации на сайте, архив воспоминаний, прочую информацию о ходе реализации Проекта.

2.                 Цели и задачи Проекта

2.1. Основная цель Проекта – создание коллекции видеодокументов с воспоминаниями участников боевых действий в годы Великой Отечественной войны.

2.2. Задачами, решаемыми в ходе достижения поставленной цели, являются:

- патриотическое воспитание молодежи;

- формирование у подрастающего поколения интереса к событиям Великой Отечественной войны и отечественной истории;

- вовлечение молодых людей в добровольную, социально значимую деятельность;

- расширение базы источников изучения истории Великой Отечественной войны, в том числе в целях противодействия фальсификации исторических событий и фактов.

2.3. Для достижения поставленных целей и задач в ходе регионального этапа Проекта поэтапно реализуются следующие мероприятия:

- формируется региональный состав участников Проекта;

- организуется методическая и информационная поддержка участников;

- осуществляется видеозапись интервью с участниками боевых действий в годы Великой Отечественной войны;

 

3. Структура управления Проектом

3.1. Для организации регионального этапа Проекта на территории Калининградской области Агентством по делам молодежи создается региональный оргкомитет из представителей органов исполнительной власти Калининградской области, осуществляющих управление в сфере образования, молодежной политики, социального обеспечения и т.п., учреждений культуры, учреждений профессионального образования, общественных объединений, представителей экспертного сообщества и т.п. (далее – Региональный оргкомитет).

3.1.1.Региональный оргкомитет:

¾      оказывает содействие в межведомственной координации и реализации регионального этапа Проекта;

¾      обеспечивает реализацию мероприятий по популяризации Проекта, его продвижению в региональных СМИ и в иных формах, способствующих повышению информированности населения о проекте;

¾      обеспечивает методическую и консультационную поддержку при организации и проведению мероприятий Проекта и проведению видеоинтервью участниками Проекта.

3.1.2. Заседания Регионального оргкомитета проводятся по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год.

3.1.3. Подготовку и проведение заседания Регионального оргкомитета осуществляет Агентство по делам молодежи при помощи Центра молодежи.

3.2. Реализацию мероприятий Проекта осуществляет сотрудник, определенный директором Центр молодежи (далее – Куратор Проекта).

3.2.1. Куратор проекта:

¾               осуществляет взаимодействие с Региональным оргкомитетом Проекта и всероссийским оргкомитетом Проекта;

¾               организует работу по информированию населения о реализации Проекта;

¾                формирует региональный состав участников Проекта;

¾               обеспечивает консультационную, координационную и информационную  поддержку участникам Проекта при проведении ими видеоинтервью и подготовке комплекта документов, необходимых для участия в Проекте;

¾               обеспечивает работу тематической страницы «Проект «Наша общая Победа» на сайте «Добровольцы Калининградской области» www.dobro39.ru и в тематической группе «Волонтеры Калининградской области» в социальной сети www.vk.com;

¾               предоставляет по требованию документ для Участников об официальном участии в Проекте;

¾               организует работу по приему от участников Проекта видеодокументов, обеспечивает их хранение и учет до момента отправки во всероссийский оргкомитет;

¾               организует отправку документов участников Проекта во всероссийский оргкомитет;

¾               при наличии технической возможности помогает участникам Проекта размещать  видеодокументы на сайте Всероссийского Проекта;

¾               осуществляет подготовку промежуточных отчетов о реализации проекта;

¾               участвует в разработке и реализации мероприятий Проекта;

¾               осуществляет иные функции по реализации Проекта в рамках поручений Агентства по делам молодежи, Регионального оргкомитета.

3.2.2. Месторасположение Куратора Проекта: г. Калининград, Советский проспект, 13, офис 435. Контактный телефон: (4012) 570-455.

 

4 . Участники Проекта

4.1. К участию в Проекте приглашаются молодые граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, представители детских и молодежных общественных объединений, в том числе действующих на базе учреждений сферы молодежной политики, образования, культуры и т.п. (далее – Участники).

4.2. Участником Проекта считается молодой человек, группа молодых людей, общественное объединение, проведшие, оформившие и сдавшие Куратору Проекта или самостоятельно разместившие на официальном сайте Проекта как минимум одно видеоинтервью с ветераном Великой Отечественной войны.

4.3.Участие в проекте добровольное и не предполагает оплаты работы участников и интервью ветеранов Великой Отечественной Войны.

4.4. Материалы, подготовленные участниками Проекта, и права на их использование передаются организаторам Проекта безвозмездно. Организаторы оставляют за собой право на использование переданных материалов в некоммерческих целях (тиражирование, доведение материалов до всеобщего сведения и пр.) без выплаты авторского вознаграждения.

4.5. Участники Проекта, проводя интервью ветеранов, руководствуются Инструкцией по проведению интервью (приложение 1) и Типовым опросным листом (приложение 2).

4.6. Участники Проекта организуют следующую работу в рамках реализации Проекта:

- формируют  состав добровольцев в возрасте от 14 до 30 лет для проведения интервью с участниками боевых действий Великой Отечественной войны;

- проводят инструктаж для добровольцев в соответствии с Инструкцией по проведению интервью;

- привлекают при необходимости экспертную группу, включающую в себя политологов, историков;

- формируют список ветеранов и участников боевых действий (с кем предполагается проведение интервью);

- организуют и проводят видеоинтервью с участником/ами боевых действий Великой Отечественной Войны;

- подготавливают пакет материалов.

Пакет документов, необходимых для участия в Проекте:

1)       заявка на участие в Проекте (в соответствии с приложением 3). В случае, если все материалы размещаются участником самостоятельно на официальном сайте Проекта www.41-45.su, заявка направляется только Куратору Проекта.

2)       информация об интервьюере в распечатанном виде (приложение 4);

3)       информация об интервьюируемом в распечатанном виде (приложение 5);

4)       видеозапись интервью хронометражем не более 90 минут на СD/DVD-носителе в двух экземплярах в формате MPEG-2;

5)       письменное согласие ветерана на использование персональных данных в печатном виде или  согласие ветерана Великой Отечественной войны на проведение интервью и доведение интервью до всеобщего сведения, записанное в начале интервью, после сообщения сведений о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения (приложение 6);

6)       заполненную анкету-опросник в электронном виде, содержащую отметки о наличии ответов на соответствующие вопросы типовых перечней вопросов (приложение 2).

4.7.  Пакет документов, необходимых для участия в Проекте, должен быть представлен Куратору Проекта для дальнейшего направления во всероссийский оргкомитет или самостоятельно размещен Участниками на официальном сайте Проекта www.41-45.su (за исключением заявки, которая направляется только Куратору проекта для ведения статистического и информационного учета).

4.8. Участники Проекта могут быть отмечены благодарственными письмами Агентства по делам молодежи Калининградской области, а наиболее активные волонтеры – интервьюеры, реализовавшие наибольшее число качественных интервью с ветеранами,  могут быть поощрены экскурсионно-образовательными поездками в рамках целевой программы Калининградской области «Мы - россияне» (в том числе участием в патриотической акции «Поезд памяти»), путевками в международный молодежный палаточный лагерь «Балтийский Артек» и иными поощрительными подарками на усмотрение Организатора Проекта. Всероссийский оргкомитет также вправе принять решение о поощрении активных участников проекта в соответствии с требованиями Положения о Всероссийском проекте «Наша общая Победа».

 

5. Сроки реализации Проекта

6.1.  Проект реализуется в течение 2012 года. Организатор Проекта оставляет за собой право на продолжение реализации Проекта в 2013 и последующих годах на основании решения всероссийского оргкомитета о продлении действия Проекта.

 

 

Контакты

¾               Куратор проекта: Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр молодежи» (Калининград, Советский проспект, 13, каб. 435, тел. (4012) 570-455, электронная почта: dobro39@gmail.com с пометкой «Наша общая победа»).

¾               Организатор проекта в Калининградской области: Агентство по делам молодежи Калининградской области  (Калининград, Советский проспект, 13, каб. 410-415, тел./факс (4012) 570-451, электронная почта: omp39@mail.ru с пометкой «Наша общая победа»).

 

Приложение 1

 

Инструкция для руководителя проекта

 

1.      Для того, что бы принять участие в проекте, Вашей организации необходимо:

·      назначить руководителя/ответственное лицо от Вашего учреждения/организации;

·      сформировать группу добровольцев от 14-30 лет, готовых провести интервью;

·      сформировать список подшефных вашему учреждению/организации или просто знакомых Вам ветеранов и договориться о времени и месте встречи для проведения интервью. ВНИМАНИЕ! Если с планируемым ветераном уже было проведено видеоинтервью другой организации/учреждением, то повторное интервью проводить категорически не рекомендуется.

·      руководитель должен провести инструктаж для добровольцев в соответствии с нижеизложенным материалом;

·      организовать качественное проведение интервью с последующим заполнением всех необходимых документов и соблюдением правил;

·      подготовить пакет материалов, необходимых для участия в Проекте, обеспечить их передачу Куратору Проекта или самостоятельно разместить из на   на официальном сайте Проекта www.41-45.su (заявка на участие при этом направляется Куратору Проекта).

Инструкция для добровольца

(технология подготовки и проведения видеоинтервью)

 

1.     Регистрация. Для того, чтобы принять участие в проекте, Вам необходимо:

·        зарегистрироваться на сайте www.41-45.su и скачать материалы для проведения интервью;

·        получить от руководителя проекта/ответственного лица информацию о времени и месте проведения интервью.

2.   Подготовка пакет документов для проведения интервью:

·        Первая часть касается личных данных ветерана и должна быть заполнена в письменном виде в соответствующих графах. Эти данные будут основой поисковой системы на сайте архива. Просим после интервью перенести личные данные в печатный вид.

·        Вторая часть состоит из открытых вопросов к ветерану и составлена таким образом, чтобы полученные ответы (видеоматериал архива Великой Отечественной Войны) стали персональными свидетельствами о событиях и фактах Великой Отечественной войны (в том числе об острых моментах).

·        Третья часть - «Согласие на использование персональных данных». Лист с оригиналом подписи Ветерана.

3.      Рекомендации по подготовке к видеоинтервью:

·        Прочитайте и максимально запомните вопросы анкеты для того, чтобы в момент съемки сократить время потери «зрительного контакта» с ветераном.

·        Разберитесь в непонятных для Вас терминах (если таковые есть).

·        Заранее убедитесь, заряжена ли камера и достаточно ли свободного места на цифровом носителе.

·        Обратите внимание на свой внешний вид. Постарайтесь приблизить свой стиль одежды  к классическому. Если на лице есть пирсинг, необходимо его снять, к девушкам просьба – минимум косметики на лице. 

·        Ведите себя максимально уважительно и почтительно.

·        Видеоматериал должен нести максимальную информационную нагрузку, поэтому до начала съемок попросите ветерана надеть китель (пиджак) с наградами. В случае его отказа ввиду каких-либо причин, достаточно будет попросить  надеть пиджак с планками. Будьте вежливы, в случае отказа не настаивайте.

·        Предпочтительнее проводить интервью не в месте проживания ветерана (в доме культуре, в школе и т.п., но при наличии такой возможности и с учетом состояния здоровья ветерана). Заручитесь  поддержкой родственников ветерана, присутствие которые в квартире ветерана желательно (в случае, если съемка проходит в квартире).

·        Видеосъемка длится от 35 мин до полутора часов, поэтому помогите ветерану устроиться таким образом, чтобы ему было максимально удобно на протяжении всего времени интервью.

·        Обратите внимание на задний план. В кадр не должны входить отражающие поверхности и прямые источники света. Также в кадре не должна находиться символика политических партий и общественных организаций. 

·        Камера должна быть установлена под нулевым либо минимальным углом к респонденту. Зафиксируйте видеокамеру таким образом, чтобы видеоизображение было стабильным. Если есть возможность, используйте штатив.

·        Видеосъемка в помещении предполагает наличие дополнительного света. Чтобы избежать размытости и неправильной цветопередачи изображения, используйте комнатное освещение.

·        Перед началом съемки создайте в помещении максимальную тишину и предотвратите возможное появление посторонних шумов (поставьте мобильный телефон на беззвучный режим, попросите членов семьи ветерана, других, присутствующих в помещении лиц, не беспокоить во время видеосъемки, по возможности закройте окна и двери).

·        Заранее проинструктируйте ветерана о желательном формате ответов на вопросы. По возможности, ответ должен быть коротким (не более 2-х минут), но содержательным.

·        Если все условия соблюдены, приступайте к записи интервью, предупредив ветерана о начале съемки.

4.      Рекомендации по проведению видеоинтервью:

a.      Запись

В ходе проведения интервью следует придерживаться следующих правил:

·        Задаваемые Вами вопросы по возможности не должны отличаться от вопросов анкеты (по порядку и содержанию). Внутренняя структура архива будет выстроена исходя из тематики вопросов.   
При этом следите за ответами ветерана, избегайте повторных вопросов, даже если они указаны в вопроснике.

·        Будьте внимательны! Вопросы сформулированы так, чтобы разграничить мнение ветерана (которое у него могло сформироваться после войны под влиянием прочитанных книг, фильмов и т.п.) и факты, свидетелем которых он действительно был. Поэтому ответы на ряд вопросов подразумевают возможность их конкретизации. Например, вопрос №23: «Дезертиры. Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства? Если да – это были отдельные случаи?». Если Вы получаете расплывчатый ответ на вопрос, необходимо уточнить – «Вы лично с ними сталкивались?».     
Этого принципа следует придерживаться всегда.

·        Максимально внимательно слушайте ответы, старайтесь превратить разговор в непринужденную беседу, но, по возможности, не позволяйте уходить в долгие лирические отступления.

·        Ни в коем случае не прерывайте речь ветерана и не перебивайте его! В моменты пауз постарайтесь уточнить ответы наводящими вопросами и скорректировать ответы ветерана в случае, если он уходит в сторону от темы беседы.

·        Разговаривайте вежливо, адекватно реагируйте на шутки и трагические истории.

·        После окончания опроса поблагодарите ветерана за уделённое Вам время, полные и развернутые ответы.

·        Остановите съемку.

b.      После съёмок

·        Попросите ветерана показать военные фотографии, награды, письма. Сфотографируйте их. Если Вам отказали в какой-либо просьбе, не настаивайте.

·        Вежливо попрощайтесь, еще раз поблагодарив за интервью.

5.      Подготовка документов для передачи в архив:

·        Уйдя от ветерана, просмотрите отснятый Вами материал и заполните правую часть формализованного варианта вопросника, отмечая «галочками» в соответствующих местах, на какие вопросы получены ответы фактического содержания (приведены примеры, рассказан случай из жизни), по каким высказано мнение, а по каким не удалось получить ни того, ни другого. Заполните анкету интервьюера, с указанием ваших данных.

·        Обращаем Ваше внимание, что все полученные данные обрабатываются и размещаются на сайте архива с указанием Вашего имени и фамилии в качестве интервьюера.

6.     Передача материалов. По итогам у Вас должен сформироваться следующий пакет документов, который и нужно будет ОБЯЗАТЕЛЬНО передать вашему руководителю:

·        Видеодокумент (фильм, хронометражем не более 90 минут) в электронном виде на CD, DVD дисках в формате MPEG-2 (2 экз.)

·        Опросный лист с отметками о наличии или отсутствия ответа от ветерана.

·        Оригинал заполненного бланка с личными данными ветерана Великой Отечественной войны (паспорт).

·        Оригинал согласия на использование персональных данных.

·        Оригинал заполненной анкеты – интервьюера.

·        Важно помнить о том, что ветеранам нужна забота и внимание. Подумайте, сможете ли Вы помогать ветерану каким-то образом и после окончания съемок. Если Вы намерены это делать, уточните согласие на это ветерана и членов его семьи. Будьте вежливы, в случае отказа не настаивайте.

 


 

 

Приложение  2

 

 Типовой перечень вопросов,

адресованных участникам Великой Отечественной войны

 

ВОПРОС

Есть ответ

Нет ответа

1

Предвоенные годы.

 

 

1.1.

Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны?

 

 

1.2.

Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?

 

 

1.3.

Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?

 

 

1.4.

Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?

 

 

2.

Начало войны

 

 

2.1.

Как Вы узнали о начале войны?

 

 

2.2.

Какова была Ваша реакция (и ваших близких)?

 

 

2.3

Что Вы думали тогда о причинах войны?

 

 

2.4.

Слышали ли Вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г?

 

 

2.5.

Слышали ли Вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.?

 

 

2.6.

Какое впечатление они произвели на Вас тогда?

 

 

3

Расскажите о том, когда и как Вы были призваны в действующую армию.

 

 

4.

В каких сражениях (операциях) Вам пришлось принимать участие?

Оборонял город (село) __________________________

Освобождал город (село) ________________________

 

 

5.

Вспомните один или несколько наиболее ярких боевых эпизодов с Вашим участием.

 

 

 

5.1

Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?

 

 

5.2

Какое событие запомнилось как радостное?

 

 

6.

Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм.

 

 

6.1.

Что для фронтовиков было источником мужества?

 

 

6.2.

Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?

 

 

7.

Награды

 

 

7.1.

Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги?

 

 

7.2.

Какая для Вас особенно дорога и почему?

 

 

8.

С какими чувствами Вы шли на войну? С какими возвращались?

 

 

9.

Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать?

Были ли сомнения в победе?

 

 

10.

Битва за Москву

 

 

10.1

Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой?

 

 

10.2

Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины?

 

 

10.3

Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой?

 

 

11.

Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?

 

 

12.

Полководцы

 

 

12.1

Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем?

 

 

12.2

Изменилась ли Ваша оценка сегодня?

 

 

13.

Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И.Сталина?

 

 

14.

На фронте были люди разных национальностей.

 

 

14.1

Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов на фронте?

 

 

14.2

Случались  ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?

 

 

15.

Вера в Бога

 

 

15.1

Верили ли Вы в Бога до войны?

 

 

15.2

Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом?

 

 

16.

На фронте часто складывалось тяжелое положение.

 

 

16.1

Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину?

 

 

16.2

Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны № 227 «Ни шагу назад»?

 

 

16.3

В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться?

 

 

17.

Что Вам запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было?

 

 

18.

Освобождение

 

 

18.1

Как встречали Вас люди в освобожденных городах и селах?

 

 

18.2

Что Вам запомнилось больше всего?

 

 

18.3

Где и когда это было?

 

 

18.4

Каким было отношение к Вам и Вашим товарищам населения освобожденных стран Европы?

 

 

19

Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их видели, воспринимали?

 

 

20

Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления.

 

 

21

В составе вражеской армии были не только немцы, но и представители других стран, поддержавших войну против СССР? Что Вы думаете по этому поводу?

 

 

22.

«Власовцы»

 

 

22.1

Приходилось ли Вам во время войны слышать о «власовцах» (других предателях)?

 

 

22.2

Каково к ним было Ваше отношение тогда? Ваших товарищей?

 

 

22.2

Как Вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев?

 

 

23.

Дезертиры

 

 

23.1

Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства?

 

 

23.2

Если да – это были отдельные случаи?

 

 

23.3

Каково Ваше личное отношение к дезертирам?

 

 

24.

Штрафники

 

 

24.1

Приходилось ли Вам сталкиваться со штрафниками?

 

 

24.2

Были ли среди Ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат?

 

 

24.3

Как Вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат?

 

 

25

Расскажите о бытовых трудностях на фронте.

 

 

25.1

Как Вы их преодолевали?

 

 

25.2

В какое время года было труднее воевать? Почему?

 

 

26.

Как Вы оцениваете нашу боевую технику?

 

 

27.

Ваше личное оружие. Чем оно было для Вас на фронте?

 

 

28.

Отдых на фронте

 

 

28.1

Как Вы отдыхали на войне в часы затишья?

 

 

28.2

Приходилось ли Вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад?

 

 

28.3

Какое значение они имели для Вас? Вспомните конкретный случай, пример.

 

 

29

Была ли любовь на войне?

Расскажите.

 

 

30

Знаменитые «наркомовские» сто грамм – какую роль они играли для Вас и Ваших товарищей на войне?

 

 

31

Известия из дома

 

 

31.1

Когда и откуда Вы писали домой, что сообщали родным о себе?

 

 

31.2

Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит?

 

 

31.3

Когда и какие получали известия из дома?

 

 

32

Вы были ранены?

 

 

32.1

Когда и где?

 

 

32.2

Помните ли вы лечивших Вас людей?

 

 

33.

Плен, оккупация

 

 

33.1

Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена.

 

 

33.2

Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену?

 

 

33.3

Были ли такие среди ваших знакомых?

 

 

34

Союзники СССР

 

 

34.1

Что вы знали о союзниках СССР?

 

 

34.2

Насколько ощущалась на фронте их помощь?

 

 

34.3

Сталкивались ли Вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием?  Где и когда?

 

 

34.4

Какой помощи Вы ждали от союзников?

 

 

34.5

Считаете ли Вы, что их помощь была своевременной и достаточной?

 

 

35.

Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?

 

 

36.

Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?

 

 

37.

Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?

 

 

38.

Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?

 

 

39.

Война с Японией

 

 

39.1

Принимали ли Вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего?

 

 

39.2

Как Вы восприняли победу над Японией?

 

 

40.

Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?

 

 

41

Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?

 

 

42

Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?

 

 

 

 

 

Типовой перечень вопросов, адресованных лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и Типовой перечень вопросов, адресованных лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, размещены на официальном сайте Всероссийского проекта «Наша общая Победа» в разделе «О проекте».

 

 


 

Приложение 3

 

Заявка

 на участие в региональном этапе Всероссийского проекта

«Наша общая победа»

 

1.       

Полное название объединения или организации, участвующей во Всероссийском проекте «Наша общая Победа»

(если документы предоставляются от физического лица, то указываются фамилия, имя, отчество (полностью) авторов)

 

2.       

Муниципальное образование

 

3.       

Ответственное лицо за реализацию проекта/руководитель проекта

(Ф.И.О. полностью, должность, телефон, электронная почта)

 

4.       

Список участников интервью

(фамилия, имя, возраст)

 

5.       

Ф.И.О. интервьюируемого (полностью)

 

6.       

Укажите количество интервью, которые уже были сняты и предоставлены Участником Проекта

 

7.       

Способ предоставления документов

 (выберите подходящий вариант)

 весь пакет документов предоставлен Куратору проекта___________________________________

(куратор проекта указывает дату предоставления)

 все документы размещены участником самостоятельно на сайте www.41-45.su (желательно указать дату и ссылку на видео)

__________________________________________

 

 

 

Заявка на участие в региональном этапе Всероссийского проекта «Наша общая Победа» предназначена для использования при взаимодействии Куратора проекта с всероссийским оргкомитетом и участниками проекта при направлении их материалов в оргкомитет; для ведения статистического и информационного учета, а также при определении кандидатур на возможное поощрение. Данная заявка не направляется во всероссийский оргкомитет.


 

Приложение 4

Анкета интервьюера

 

Данные интервьюера:

 

ФИО, контактный телефон, e-mail                         ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Место проведения интервью:

Регион_________________________________________________________________

Город__________________________________________________________________

Область________________________________________________________________

Район__________________________________________________________________

Населенный пункт______________________________________________________

 

Дата проведения интервью  «___»_______________20__ г.

 

 

 

 

 


Приложение 5

П А С П О Р Т

Заполните все графы таблицы. В случае, если у ветерана сохранились документы, фотоснимки, награды, попросите разрешения сфотографировать их (фотографии необходимо приложить к отчету; наличие Приложений отметить в последней графе).

 

Пол

Фамилия

Имя

 Отчество

 

 

 

муж

жен

Год и место рождения

 

«____»_______________________________19_____  г.

Город________________________________________

Область______________________________________

Район________________________________________

Населенный пункт _____________________________

Время нахождения на фронте

Попал на фронт  в __________ 194____ г.

Выбыл с фронта в ___________ 194____г.

 

Где воевал, на каком фронте

1.Например: Западный, Центральный, Брянский, 1-й Украинский, 1-й Белорусский и т.п.

2. Указать название, номер армии, корпуса, дивизии)

1. ФРОНТ_____________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

2. Соединение, часть ___________________________

______________________________________________

______________________________________________

В каких родах войск служил, воинская специальность

Например:

- пехота, танковые войска, артиллерия, авиация, флот;

- пулеметчик, водитель, сапер, связист, разведчик, наводчик орудия, радист танка, зенитчик и т.д. и т.п.

Перечислить все:

 

 

 

 

 

______________________________________________

Воинское звание, должность

Например:

Красноармеец (1942-1943)

Сержант (1943-1944)

и т.п.

Перечислить все:

 

 

 

 

Приложение

(здесь указывается наличие приложений – фото, копий документов и т.п.)

Есть (перечислить, какие именно, сколько)

 

Нет

         

 

 

Приложение 6

СОГЛАСИЕ

на использование персональных данных

 

Я ___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

паспорт № ___________, выдан _________________________________________________

____________________________________________________________________________,

проживающий по адресу: _______________________________________________________

____________________________________________тел._____________________________,

Даю свое согласие на использование персональных данных, а также видеозаписи, произведенной «____»________________201_ г., в проекте по созданию видеоархива «41-45.su» и дальнейшего использования данного видеоархива в образовательных и научных целях Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова.

«____»_____________ 201_ г.

 

__________________ /__________________/

(подпись)                            (Ф.И.О.)

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНТЕРВЬЮЕРЕ

 

Фамилия, имя, отчество

 

Контактный телефон

 

Адрес электронной почты

 

Другие формы электронной связи

 

 

 

Место проведения интервью

 

- Субъект Российской Федерации

 

- тип и наименование населенного пункта:

 

Дата проведения интервью:

 

 

Настоящим даю разрешение Оргкомитету Всероссийского проекта «Наша общая Победа» на размещение видеоинтервью c  ветераном

_____________________________________________________________________

[ФИО ветерана]

в архиве воспоминаний на сайте проекта (www.41-45.su, НашаобщаяПобеда.рф). Разрешаю некоммерческое частное и публичное воспроизведение видеоинтервью, либо его части, а так же использование видеоинтервью при создании теле- и радио- сюжетов и документальных фильмов, а также в образовательных и иных целях, не связанных с извлечением прибыли.

 

 

 

Подпись интервьюера ________________

 

 

 

Дата ________________

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНТЕРВЬЮИРУЕМОМ

 

Заполните все графы таблицы. В случае, если у ветерана сохранились документы, фотоснимки, награды, попросите разрешения сфотографировать их (фотографии необходимо приложить к отчету; наличие Приложений отметить в последней графе).

 

пол

Фамилия

Имя

 Отчество

 

 

 

муж

жен

Год и место рождения

 

«____»_______________________________19_____  г.

Город________________________________________

Область______________________________________

Район________________________________________

Населенный пункт _____________________________

Время нахождения на фронте

Попал на фронт  в __________ 194____ г.

Выбыл с фронта в ___________ 194____г.

 

Где воевал, на каком фронте

1.Например: Западный, Центральный, Брянский, 1-й Украинский, 1-й Белорусский и т.п.

2. Указать название, номер армии, корпуса, дивизии)

1. ФРОНТ_____________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

2. Соединение, часть ___________________________

______________________________________________

______________________________________________

В каких родах войск служил, воинская специальность

Например:

- пехота, танковые войска, артиллерия, авиация, флот;

- пулеметчик, водитель, сапер, связист, разведчик, наводчик орудия, радист танка, зенитчик и т.д. и т.п.

Перечислить все:

 

 

 

 

 

______________________________________________

Воинское звание, должность

Например:

Красноармеец (1942-1943)

Сержант (1943-1944) и т.п.

Перечислить все:

 

 

 

Приложение

(здесь указывается наличие приложений – фото, копий документов и т.п.)

Есть (перечислить, какие именно, сколько)

 

Нет

         


 

 

 

 

 

СОГЛАСИЕ

на использование персональных данных

 

Я _____________________________________________________________

                            (фамилия, имя, отчество полностью)

проживающий (ая)  в ____________________________________________________

                                          (регион и наименование населенного пункта)

даю свое согласие на размещение на сайте www.41-45.su (www.НашаобщаяПобеда.рф) видеозаписи интервью со мной, произведенного «___»____________________20__ г. и дальнейшего использования данной видеозаписи в некоммерческих целях.

 

«____»__________________20__ г.

(дата проведения интервью)

 

                                                                                                          ______________________

                                                                                                          (подпись ветерана)

 


 

 

 Типовой перечень вопросов,

адресованных участникам Великой Отечественной войны

 

ВОПРОС

Есть ответ

Нет ответа

1

Предвоенные годы.

 

 

1.1.

Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны?

 

 

1.2.

Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?

 

 

1.3.

Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?

 

 

1.4.

Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?

 

 

2.

Начало войны

 

 

2.1.

Как Вы узнали о начале войны?

 

 

2.2.

Какова была Ваша реакция (и ваших близких)?

 

 

2.3

Что Вы думали тогда о причинах войны?

 

 

2.4.

Слышали ли Вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г?

 

 

2.5.

Слышали ли Вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.?

 

 

2.6.

Какое впечатление они произвели на Вас тогда?

 

 

3

Расскажите о том, когда и как Вы были призваны в действующую армию.

 

 

4.

В каких сражениях (операциях) Вам пришлось принимать участие?

Оборонял город (село) __________________________

Освобождал город (село) ________________________

 

 

5.

Вспомните один или несколько наиболее ярких боевых эпизодов с Вашим участием.

 

 

 

5.1

Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?

 

 

5.2

Какое событие запомнилось как радостное?

 

 

6.

Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм.

 

 

6.1.

Что для фронтовиков было источником мужества?

 

 

6.2.

Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?

 

 

7.

Награды

 

 

7.1.

Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги?

 

 

7.2.

Какая для Вас особенно дорога и почему?

 

 

8.

С какими чувствами Вы шли на войну? С какими возвращались?

 

 

9.

Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать?

Были ли сомнения в победе?

 

 

10.

Битва за Москву

 

 

10.1

Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой?

 

 

10.2

Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины?

 

 

10.3

Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой?

 

 

11.

Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?

 

 

12.

Полководцы

 

 

12.1

Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем?

 

 

12.2

Изменилась ли Ваша оценка сегодня?

 

 

13.

Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И.Сталина?

 

 

14.

На фронте были люди разных национальностей.

 

 

14.1

Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов на фронте?

 

 

14.2

Случались  ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?

 

 

15.

Вера в Бога

 

 

15.1

Верили ли Вы в Бога до войны?

 

 

15.2

Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом?

 

 

16.

На фронте часто складывалось тяжелое положение.

 

 

16.1

Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину?

 

 

16.2

Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны № 227 «Ни шагу назад»?

 

 

16.3

В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться?

 

 

17.

Что Вам запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было?

 

 

18.

Освобождение

 

 

18.1

Как встречали Вас люди в освобожденных городах и селах?

 

 

18.2

Что Вам запомнилось больше всего?

 

 

18.3

Где и когда это было?

 

 

18.4

Каким было отношение к Вам и Вашим товарищам населения освобожденных стран Европы?

 

 

19

Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их видели, воспринимали?

 

 

20

Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления.

 

 

21

В составе вражеской армии были не только немцы, но и представители других стран, поддержавших войну против СССР? Что Вы думаете по этому поводу?

 

 

22.

«Власовцы»

 

 

22.1

Приходилось ли Вам во время войны слышать о «власовцах» (других предателях)?

 

 

22.2

Каково к ним было Ваше отношение тогда? Ваших товарищей?

 

 

22.2

Как Вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев?

 

 

23.

Дезертиры

 

 

23.1

Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства?

 

 

23.2

Если да – это были отдельные случаи?

 

 

23.3

Каково Ваше личное отношение к дезертирам?

 

 

24.

Штрафники

 

 

24.1

Приходилось ли Вам сталкиваться со штрафниками?

 

 

24.2

Были ли среди Ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат?

 

 

24.3

Как Вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат?

 

 

25

Расскажите о бытовых трудностях на фронте.

 

 

25.1

Как Вы их преодолевали?

 

 

25.2

В какое время года было труднее воевать? Почему?

 

 

26.

Как Вы оцениваете нашу боевую технику?

 

 

27.

Ваше личное оружие. Чем оно было для Вас на фронте?

 

 

28.

Отдых на фронте

 

 

28.1

Как Вы отдыхали на войне в часы затишья?

 

 

28.2

Приходилось ли Вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад?

 

 

28.3

Какое значение они имели для Вас? Вспомните конкретный случай, пример.

 

 

29

Была ли любовь на войне?

Расскажите.

 

 

30

Знаменитые «наркомовские» сто грамм – какую роль они играли для Вас и Ваших товарищей на войне?

 

 

31

Известия из дома

 

 

31.1

Когда и откуда Вы писали домой, что сообщали родным о себе?

 

 

31.2

Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит?

 

 

31.3

Когда и какие получали известия из дома?

 

 

32

Вы были ранены?

 

 

32.1

Когда и где?

 

 

32.2

Помните ли вы лечивших Вас людей?

 

 

33.

Плен, оккупация

 

 

33.1

Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена.

 

 

33.2

Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену?

 

 

33.3

Были ли такие среди ваших знакомых?

 

 

34

Союзники СССР

 

 

34.1

Что вы знали о союзниках СССР?

 

 

34.2

Насколько ощущалась на фронте их помощь?

 

 

34.3

Сталкивались ли Вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием?  Где и когда?

 

 

34.4

Какой помощи Вы ждали от союзников?

 

 

34.5

Считаете ли Вы, что их помощь была своевременной и достаточной?

 

 

35.

Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?

 

 

36.

Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?

 

 

37.

Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?

 

 

38.

Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?

 

 

39.

Война с Японией

 

 

39.1

Принимали ли Вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего?

 

 

39.2

Как Вы восприняли победу над Японией?

 

 

40.

Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?

 

 

41

Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?

 

 

42

Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?

 

 

 

 

 


 

 

Типовой перечень вопросов,

адресованных лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года

 

 

 

ВОПРОС

Есть ответ

Нет ответа

1

Предвоенные годы.

 

 

1.1.

Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны?

 

 

1.2.

Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?

 

 

1.3.

Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?

 

 

1.4.

Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?

 

 

2.

Начало войны

 

 

2.1.

Как Вы узнали о начале войны?

 

 

2.2.

Какова была Ваша реакция (и ваших близких)?

 

 

2.3

Что Вы думали тогда о причинах войны?

 

 

2.4.

Слышали ли Вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г?

 

 

2.5.

Слышали ли Вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.?

 

 

2.6.

Какое впечатление они произвели на Вас тогда?

 

 

2.7.

Где Вы жили на момент начала войны?

 

 

2.8.

Расскажите о Вашей семье.

 

 

2.9.

Как сложилась судьба членов Вашей семьи за время войны?

 

 

3

Расскажите о том, где и кем Вы работали на момент начала войны

 

 

4.

Меняли ли Вы во время войны место работы и специальность (должность)

 

 

5.

Расскажите об условиях труда

 

 

5.1.

Сколько длился рабочий день

 

 

5.2.

Применялся ли на предприятиях детский труд (с какого возраста, чем приходилось заниматься детям)

 

 

6.

Расскажите о тех людях, что трудились рядом с Вами

 

 

7.

Вспомните один или несколько наиболее ярких эпизодов с Вашим участием.

 

 

 

7.1

Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?

 

 

7.2

Какое событие запомнилось как радостное?

 

 

8.

Расскажите о самых запоминающихся эпизодах, свидетелем которых Вам довелось быть

 

 

9.

Награды

 

 

9.1.

Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги?

 

 

9.2.

Какая для Вас особенно дорога и почему?

 

 

10.

Было ли желание уйти на фронт?

 

 

11.

Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать?

Были ли сомнения в победе?

 

 

12.

Битва за Москву

 

 

12.1

Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой?

 

 

12.2

Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины?

 

 

12.3

Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой?

 

 

13.

Расскажите о своих руководителях (директорах предприятий, учреждений, организаций). Кто из них больше всего запомнился? Чем?

 

 

14.

Полководцы

 

 

14.1

Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем?

 

 

14.2

Изменилась ли Ваша оценка сегодня?

 

 

15.

Каково было ваше отношение к личности И.Сталина?

 

 

16.

В тылу трудились люди разных национальностей.

 

 

16.1

Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов, трудившихся в тылу во время войны?

 

 

16.2

Случались  ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?

 

 

17.

Вера в Бога

 

 

17.1

Верили ли Вы в Бога до войны?

 

 

17.2

Повлияла ли война на ваше отношение к религии? Каким образом?

 

 

18.

На трудовом фронте часто складывалось тяжелое положение.

 

 

18.1

Как удавалось не падать духом, поддерживать трудовую дисциплину?

 

 

19

Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их представляли?

 

 

20

Довелось ли Вам видеть пленных солдат? Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления.

 

 

21

Расскажите о Вашем быте во время войны.

 

 

21.1

Как Вы преодолевали возникающие трудности?

 

 

22

Как Вы отдыхали во время войны?

 

 

23

Известия с фронта

 

 

23.1

Кто и откуда писал Вам с фронта?

 

 

23.2

Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит?

 

 

24.

Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?

 

 

25.

Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?

 

 

26.

Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?

 

 

27.

Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?

 

 

28.

Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?

 

 

29.

Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?

 

 

30.

Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?

 

 

 


 

 

Типовой перечень вопросов,

адресованных лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

 

 

ВОПРОС

Есть ответ

Нет ответа

1

Предвоенные годы.

 

 

1.1.

Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны?

 

 

1.2.

Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?

 

 

1.3.

Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?

 

 

1.4.

Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?

 

 

2.

Начало войны

 

 

2.1.

Как Вы узнали о начале войны?

 

 

2.2.

Какова была Ваша реакция (и ваших близких)?

 

 

2.3

Что Вы думали тогда о причинах войны?

 

 

2.4.

Слышали ли Вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г?

 

 

2.5.

Слышали ли Вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.?

 

 

2.6.

Какое впечатление они произвели на Вас тогда?

 

 

3

Расскажите о том, чем Вы занимались на момент начала блокады Ленинграда (учились, работали)?

 

 

4.

Изменился ли характер Вашей деятельности за время блокады?

 

 

5.

Расскажите об условиях жизни, работы, быта в осажденном Ленинграде

 

 

5.1

Что представляло наибольшую сложность в быту?

 

 

5.2

Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?

 

 

5.3.

Что Вы чувствовали, слыша вой серены?

 

 

5.4.

Какое событие запомнилось как радостное?

 

 

5.5.

Приходилось ли Вам выращивать овощи в осажденном Ленинграде?

 

 

5.6.

Что составляло Ваш обычный ежедневный рацион?

 

 

5.7.

Правда ли, что на рынке можно было на золото выменять хлеб, мясо, сахар и другие продукты питания?

 

 

5.8.

Продолжались ли во время блокады занятия в школах?

 

 

6.

Расскажите о тех людях, что жили  рядом с Вами

 

 

6.1.

Были ли среди Ваших знакомых люди, сомневающиеся в том, что Ленинград удастся отстоять?

 

 

7.

Расскажите о самых запоминающихся эпизодах, свидетелем которых Вам довелось быть

 

 

7.1

Что Вам помогло выжить в блокаду?

 

 

7.2

Была ли взаимопомощь и в чем она заключалась?

 

 

7.3.

Расскажите, пожалуйста, что Вы чувствовали, слыша по радио звук метронома?

 

 

8.

Ощущалась ли связь с Родиной?

 

 

8.1

Какие известия вы получали с Большой земли? Как они доходили до Вас?

 

 

8.2.

Была ли возможность выехать из города? Каким образом это можно было сделать?

 

 

9.

Каково было ваше отношение к личности И.Сталина?

 

 

10.

В Ленинграде во время блокады жили люди разных национальностей.

 

 

10.1

Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов в блокадном Ленинграде?

 

 

10.2

Случались  ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?

 

 

11.

Вера в Бога

 

 

11.1

Верили ли Вы в Бога до войны?

 

 

11.2

Повлияла ли война на ваше отношение к религии? Каким образом?

 

 

12.

Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?

 

 

13.

Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?

 

 

14.

Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?

 

 

15.

Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?

 

 

16.

Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?

 

 

17.

Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?

 

 

18.

Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?

 

 


 

 

 

Инструкция для участника проекта

(Технология подготовки и проведения видеоинтервью)

 

1.      Регистрация. Для того, что бы принять участие в проекте, Вам необходимо:

·        зарегистрироваться на сайте www.41-45.su (www.НашаобщаяПобеда.рф).

·        обратиться в Региональный оргкомитет по реализации проекта (список размещен на официальном сайте Проекта), либо в общественный штаб, действующий на территории субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете.

2.      В Региональном оргкомитете (общественном штабе) Проекта Вы сможете:

·        получить более полную информацию о проекте;

·        пройти инструктаж о методике проведения видеозаписи интервью;

·        получить информацию с контактными данными ветерана, временем и местом съемки;

·        получить бланки документов, заполнение которых необходимо в соответствии с Положением о проекте.

3.      Пакет документов для проведения интервью:

·        информация об интервьюере касается личных и контактных данных участника Проекта; эти данные необходимы для возможности связаться с автором видеофильма в случае необходимости уточнения информации;

·         информация об интервьюируемом касается личных данных ветерана и должна быть заполнена в электронном виде в соответствующих графах; эти данные будут основой поисковой системы на сайте архива;

·        анкета-опросник заполняется на основе типовых вопросов;

4.      Рекомендации по подготовке к видеоинтервью:

·        прочитайте и максимально запомните вопросы анкеты для того, чтобы в момент съемки сократить время потери «зрительного контакта» с ветераном;

·        разберитесь в непонятных для Вас терминах (если таковые есть);

·        заранее убедитесь, заряжена ли камера и достаточно ли свободного места на цифровом носителе;

·        обратите внимание на свой внешний вид. Постарайтесь приблизить свой стиль одежды  к классическому; если на лице есть пирсинг, необходимо его снять, к девушкам просьба – минимум косметики на лице; 

·        ведите себя максимально уважительно и почтительно;

·        видеоматериал должен нести максимальную информационную нагрузку, поэтому до начала съемок попросите ветерана надеть китель (пиджак) с наградами; в случае его отказа ввиду каких-либо причин, достаточно будет попросить  надеть пиджак с планками; будьте вежливы, в случае отказа не настаивайте.

·        видеосъемка длится в среднем от 35 мин до полутора часов, поэтому помогите ветерану устроиться таким образом, чтобы ему было максимально удобно на протяжении всего времени интервью;

·        обратите внимание на задний план; в кадр не должны входить отражающие поверхности и прямые источники света; также в кадре не должна находиться символика политических партий и общественных организаций; 

·        камера должна быть установлена под нулевым либо минимальным углом к респонденту; зафиксируйте видеокамеру таким образом, чтобы видеоизображение было стабильным; если есть возможность, используйте штатив;

·        видеосъемка в помещении предполагает наличие дополнительного света; чтобы избежать размытости и неправильной цветопередачи изображения, используйте комнатное освещение.

·        перед началом съемки создайте в помещении максимальную тишину и предотвратите возможное появление посторонних шумов (поставьте мобильный телефон на беззвучный режим, попросите членов семьи ветерана, других, присутствующих в помещении лиц, не беспокоить во время видеосъемки, по возможности закройте окна и двери);

·        заранее проинструктируйте ветерана о желательном формате ответов на вопросы; по возможности, ответ должен быть коротким (не более 2-х минут), но содержательным;

·        если все условия соблюдены, приступайте к записи интервью, предупредив ветерана о начале съемки.

5.      Рекомендации по проведению видеоинтервью:

a.      Запись

В ходе проведения интервью следует придерживаться следующих правил.

·        Задаваемые Вами вопросы, по возможности, не должны отличаться от вопросов анкеты (по порядку и содержанию); внутренняя структура архива будет выстроена исходя из тематики вопросов; при этом следите за ответами ветерана, избегайте повторных вопросов, даже если они указаны в вопроснике;

·        Будьте внимательны! Вопросы сформулированы так, чтобы разграничить мнение ветерана (которое у него могло сформироваться после войны под влиянием прочитанных книг, фильмов и т.п.) и факты, свидетелем которых он действительно был; поэтому ответы на ряд вопросов подразумевают возможность их конкретизации (например, вопрос №23: «Дезертиры. Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства? Если да – это были отдельные случаи?». Если Вы получаете расплывчатый ответ на вопрос, необходимо уточнить – «Вы лично с ними сталкивались?»).   
Этого принципа следует придерживаться всегда.

·        Максимально внимательно слушайте ответы, старайтесь превратить разговор в непринужденную беседу, но, по возможности, не позволяйте уходить в долгие лирические отступления;

·        Ни в коем случае не прерывайте речь ветерана и не перебивайте его! В моменты пауз постарайтесь уточнить ответы наводящими вопросами и скорректировать ответы ветерана в случае, если он уходит в сторону от темы беседы.

·        Разговаривайте вежливо, адекватно реагируйте на шутки и трагические истории.

·        После окончания опроса поблагодарите ветерана за уделённое Вам время, полные и развернутые ответы.

·        Остановите съемку.

b.      После съёмок

·        Попросите ветерана показать военные фотографии, награды, письма. Сфотографируйте их. Если Вам отказали в какой-либо просьбе, не настаивайте.

·        Вежливо попрощайтесь, еще раз поблагодарив за интервью.

6.      Подготовка документов для передачи в архив:

·        уйдя от ветерана, просмотрите отснятый Вами материал и заполните правую часть формализованного варианта вопросника, отмечая «галочками» в соответствующих местах, на какие вопросы получены ответы фактического содержания (приведены примеры, рассказан случай из жизни), по каким высказано мнение, а по каким не удалось получить ни того, ни другого.

·        обязательно передайте полученный видеоматериал руководителю регионального оргкомитета (общественного штаба); проследите, чтобы все полученные данные из первой части вопросника, а также заполненный Вами формализованный вариант анкеты были также переданы и дополнительно приобщены к видеоматериалу на сайте;

·        обращаем Ваше внимание, что все полученные данные обрабатываются и размещаются на сайте архива с указанием Вашего имени и фамилии в качестве интервьюера.

Внимание! Не забудьте после вопроса о фамилии, имени, отчестве и дате рождения ветерана, попросить ветерана подтвердить свое согласие на размещение видеоинтервью на официальном сайте Проекта www.41-45.su (www.НашаобщаяПобеда.рф).

 

 

 HotLog

statistika sputnik